Знакомьтесь: Ксения Маршанская
Ксения Маршанская вот уже несколько лет работает в одном из самых непростых и непопулярных киножанров ‒ видеодансе. Это когда балетная история рассказывается не только языком хореографии, но и кино и не имеет ничего общего с просто снятой на общем плане вариацией, демонстрирующей чудеса современной техники танца.
Видеоданс относится к одному из направлений современного танца, изначально более открытого к эксперименту, нежели танец классический. Первые видеоработы Ксении ‒ фильмы-балеты «О чем рассказала любовь» и «Чувства», снятые приглашенными режиссерами, относились сугубо к современному танцу. Следуя традициям жанра видеоданс, Ксения выступила в них и как исполнительница главной роли, и как автор хореографии. Фильм «О чем рассказала любовь», единственный от России, представлял нашу страну на престижном танцевальном форуме «Гримальди-форум» в Монте-Карло и Grand Pris Internationale в Париже. Фильм «Чувства» был включен в программу фестиваля видеоданс в Амстердаме.
В этом году Ксения Маршанская рискнула отправить на фестиваль «Святая Анна» в категорию игровое кино фильм «Танец. Путь», в котором выступила не только как исполнительница и постановщик хореографии, но и как киноавтор. Это ее кинодебют.
На экране три женских образа, три хореографических монолога героинь классических балетов ‒ Никии из «Баядерки», «Жизели» и «Эсмеральды». Казалось бы, чем можно еще в наше время удивить зрителя? Столько станцовано вариаций ‒ нет им числа! Тем не менее, за счет хорошо продуманной и построенной авторской концепции, Ксении удалось сказать не только свое слово об известных образах, но и предложить взглянуть нам, зрителям, на них другими глазами.
Кто же они такие, украшающие афишу всех мировых музыкальных театров героини ‒ Жизель, Никия и Эсмеральда? Почему объединены автором в балетный триптих?
По концепции Ксении Маршанской, все три прирожденные танцовщицы, балерины по призванию, в любой жизненной ситуации выбирающие танец. Как путь, что ведет их по жизни и побеждает предательство и смерть. Потому Жизель-крестьянка ‒ это не просто одна из мило танцующих деревенских девушек, а балерина-самоучка, проводящая все свое свободное время с книгой о Марии Тальони (первой балериной, вставшей на пуанты) и по фотографиям самостоятельно научившаяся танцевать. В этой хореографической миниатюре Маршанской, как балерине и актрисе, очень тонко удалось передать неуверенный и неотшлифованный педагогами балетных школ танец Жизели-крестьянки. Так может танцевать только человек, самостоятельно научившийся это делать. Нужно обладать настоящим актерским мастерством, чтобы передать только профессионалам заметные нюансировки! Чего не скажешь о следующем образе ‒ Никии из «Баядерки». В отличие от Жизели, Никия ‒ храмовая танцовщица, на танцовщицу учившаяся и по праву занявшая первое место в танцевальной элите буддистского храма. Потому так отточены, завершены и осмыслены ее движения, поставленные на стыке классического европейского пуантового и индийского национального танца стиля кучипуди (очень необычно музыкальное решение миниатюры: классическая балетная музыка Людвига Минкуса аранжирована и дописана в ориентальном стиле композитором и музыкантом Максимом Пляттом). Никия, выражаясь современным языком, прима-балерина. Придя в храм накануне свадьбы любимого человека, Никия, танцуя перед Буддой, отказывается от смерти и делает выбор в сторону искусства, жизни. Только танец поможет ей пережить трагедию обманутой любви и даст силы и идти дальше.
Эсмеральда ‒ самый трагический персонаж балетного видеотриптиха. Она ‒ невинная жертва. Ее приговор эшафот. Да! Эту хрупкую девушку, радующую всех своих танцем на площади Нотр-Дама, ведут на эшафот... Ксения Маршанская предлагает свою концепцию образа Эсмеральды. Взяв за основу классическую музыку Цезаря Пуни в интереснейшей современной обработке композитора и музыканта Максима Плятта, Маршанская, как актриса, сознательно избегает предсмертных истерик, конвульсий и прочих эмоциональных разъединений с реальностью, так все они ‒ от тех, кто пришли на площадь посмотреть ее казнь. Эсмеральда ‒ танцовщица и танец есть главная движущая сила всей ее жизни. Поэтому ее предсмертный монолог ‒ это разговор с площадью Нотр-Дама и самим собором, главной сценой и декорацией ее жизни, обращаясь к которым она приходит к пониманию, что танец ‒ главное, что есть в ее жизни, и что в будущей жизни она тоже будет танцевать. Этой мыслью она побеждает смерть и утверждает жизнь.
Три балетных героини средствами кино (блестящая операторская работа и работа художника по графике Сергея Пушкарева, по-балетному грамотный монтаж, показывающий не только танец в целом, но и технику танца), вплотную подошедшие к художественному короткометражному фильму без слов.
Возможно, действительно балету подвластно все?
Вадим Стоцкий,
«Линия», 06-2016